Как выбрать масло для двигателя

Классификация моторных масел

В мире существует огромное количество различных спецификаций, стандартов моторных масел.  Ввиду этого, пользователям довольно проблематично разобраться во всех этих цифрах, индексах, ГОСТах. Особенно резко проблема встает для работников магазинов, станций технического обслуживания. Ведь знание всех возможных правил, регламентов — это неотъемлемая часть работы. Именно для облегчения жизни людям, сталкивающихся с данным вопросом постоянно, написана статья, в которой собраны и расшифрованы самые популярные мировые спецификации моторных масел. Что представляет собой современная классификация моторных масел?

Как выбрать масло для двигателя

API

Что такое классификация моторных масел по API? В начале 1970 года американский институт нефти совместно с другими всемирно известными комиссиями, классифицировали моторные масла по виду характеристик, типу обслуживания. Причиной этому стала резко возросшая популярность автомобилей и увеличение типов конструкций двигателей. Так как каждый силовой агрегат требовал определённого смазочного материала ввиду личностных характеристик, совместными усилиями организации решили разбить лубриканты по категориям.

На сегодняшний день существует большое количество различных допусков, позволяющих применять смазки в определённых агрегатах. Для простоты восприятия, каждый тип жидкости имеет собственное обозначение.

Классификация масел для бензиновых установок

Далее представлены стандарты API в хронологической последовательности с момента появления.

SA

Самый первый тип, который был утвержден организацией в 1969 году. В основе лежит пакет нормативных документов, которые разрешают эксплуатацию лубриканта в силовых установках, работающих при невысоких нагрузках, режимах малой мощности. Двигатели, попадающие под категорию отличаются низкой требовательностью к обслуживанию, в качестве рабочих жидкостей могут применяться смазки, не содержащие защитных присадок.

SB

Следующая полка описывает типы жидкостей для маломощных, бензиновых силовых установок, которые обеспечивают посредственную защиту от коррозии, износа, окисления внутренних узлов. Стандарт характеризует изделия 20-30 годов прошлого века.

В современном мире могут быть использованы при специальной рекомендации изготовителя.

SC

Третий тип предназначался под бензиновые конструкции производства младше 1964 г. На практике применение происходило в легковых, грузовых, а также некоторых типах промышленных авто с 1964 по 1967 годы выпуска включительно.

От предыдущих версий отличается снижением количества отложений при значительных перепадах температур.

SD

Отличается повышенными требованиями к защите силовых установок от высокотемпературного, механического воздействия. Увеличены требования относительно состава жидкостей, действующих присадок, а также более строгое соблюдение регламентов замены. Масла использовались в легковых, некоторых моделях грузовых машин с 1968 года выпуска и позднее.

SE

Далее на очереди регламент 1972 года. Устаревшие стандарт обязал изготовителей более тщательно подбирать компоненты для продукции. Действие ограничений, требований распространялось на автомобили 1972 – 79 г/в. Лубриканты категории могут быть использованы как заменители более старых разновидностей.

SF

Стандарт 1980 г. Согласно новым требованиям смазки должны обладать усиленной устойчивостью к окислителям, термическому износу. Согласно критериям, организована лучшая защита силовой установки от износа, благодаря внедрению передовых добавочных элементов. Дополнительным плюсом нововведения появилась надёжная защита от появления нагара, ржавчины, коррозии. Моторное масло категории SF могло быть использовано в качестве заменителей более старых разновидностей.

SG

Относительно современная классификация (стандарт) моторных масел, первая в списке из действующих сегодня. Внедрен в 1989 г, служит для автомобилей отечественного, а также иностранного производства. Жидкости, попадающие под воздействие ограничений, отличаются более тщательным подбором базовых элементов, дополнительных присадок. В состав включены современные типы присадок, обеспечивающих улучшенную защиту мотора от износа. Могут применяться как заменители некоторых дизельных масел.

SH

Следующий тип, актуальный в наши дни, благодаря активному использованию автомобилей 1994 г. Классификация появилась с 1992 г, отличается более жесткими требованиями к лубрикантам.

В основе документа лежат требования к производителям, касательно улучшения характеристик защиты силовых установок от нагара, различных окислителей. Также ужесточена система оценки уменьшения износа самой жидкости. Масло разрешено для применения в легковых, микроавтобусах, не тяжёлых грузовых машин, а также малых автобусов. Жидкости, попадающие под классификацию, проходили либо проходят тесты соответственно требованиям ассоциации изготовителей химической продукции. Дополнительно все лубриканты, прошедшие отбор могут быть использованы в качестве заменителей более ранних стандартов.

SJ

Далее на очереди последний стандарт 20 века. Определение 1996 года разрешает использование лубрикантов в бензиновых силовых установках легковых, гоночных, а также грузовых автомобилей. Минимальные требования соответствует прошлому стандарту, однако имеется ряд дополнений, повышающих требования к защите от нагара, а также эксплуатационным характеристикам в условиях критически низких температур.

SL

Современная разновидность разработка которой совпала с миллениумом. Развитие зелёных технологий поспособствовало применению новой разновидности смазок, которая обеспечивала соответствие современным требованиям экологических стандартов. Жидкости, подпадающие под разряд, должны подходить к многоклапанным турбированным моторам, работающим на бедных смесях горючего. Также в пакет документов входят критерии по снижению энерго затраты, то есть экономии топлива. Лубриканты могут быть использованы для машин, в которых производитель рекомендует использовать SG или более ранний стандарт.

SM

Новая разработка, утверждённая в 2004 году, которая жестко ограничивает состав, характеристики жидкостей, применяемых для обслуживания много клапанных силовых установок атмосферного, турбированного типа. Регламент подразумевает совмещение характеристик высокой защиты деталей от окисления, преждевременного выхода из строя и низкотемпературной устойчивости.

SN

Самый современный из ныне существующих стандартов, создан 1 октября 2010 г. Регламентный пакет документов вошли требования по ограничению количества фосфора, что подразумевает возможность работы с новейшими системами каталитических нейтрализаторов. Дополнительно ограничивается применение компонентов, снижающих энергоэффективность. Стандарт применим для всех типов бензиновых автомобилей, машин, работающих на сжиженном газу.

Классификация моторных масел по API

Классификации для дизельных силовых агрегатов

CA

Первый стандарт появившийся для улучшения характеристик дизельных смазок.

Категория была широко распространена в 1940 – 50 годах прошлого века. Для современных условий, лубриканты подпадающие под классификацию, не могут быть использованы. Основное предназначение — дизельные силовые агрегаты, работающие в легком либо умеренном режиме. Лубриканты подпадающие под классификацию должны соответствовать стандартам по защите внутренних узлов от нагара, коррозии. Дополнительно должны содействовать продлению срока службы подшипниковых механизмов систем турбонаддува.

CB

Утверждённый в 1949 году, пакет документов подразумевал эксплуатацию жидкостей в двигателях, работающих на топливе с увеличенным содержанием серной составляющей, оборудованных турбонаддувом и без него. Допускается использование для дизелей, эксплуатируемых при средних нагрузках.

CC

Сертификат API CC актуален c 1961 г, для двигателей, обладающих увеличенной компрессией. Такой маркировкой помечали продукты, предназначенные для эксплуатации на агрегатах, работающих при умеренных, активных режимах нагрузок. Благодаря более качественному составу жидкости, подпадающие под категорию, могли использоваться в бензиновых двигателях, работающих при высоких нагрузках. Стандарт гарантировал повышенную степень защиты подшипников от образования высокотемпературных отложений, а также низкотемпературного окисления бензиновых аппаратов.

CD

Устаревший регламент, классифицирующий лубриканты, использовавшиеся в дизельных моторах увеличенной мощности в сельскохозяйственной, строительной технике. Обрел силу с 1955 года. Применялся для жидкостей атмосферных, турбированных силовых агрегатов с повышенной компрессией рабочих цилиндров, где присутствует острая необходимость в эффективной защите от коррозии, образования отложений. Имеется полная совместимость с видами топлива, содержащими повышенное количество серной составляющей.

CD-2

Следующая эволюционная ступень прошлого стандарта. Класс появился на свет в 1985 году и регламентирует моторные жидкости, применяемые в двухтактных силовых агрегатах высокой и сверхвысокой мощности. Масла, подпадающие под категорию применялись в сельскохозяйственной, грузовой технике. Благодаря нововведению, повышены основные требования к эффективности защиты от преждевременного износа, образования вредных отложений.

CE

Новая ступень развития введена в 1983 году, распространяется на автомобили более поздних выпусков. Пакет документов включал в себя допуски к эксплуатации на сверхмощных, высокооборотистых моторах с турбонагнетателем и без него, а также конструкциях, работающих при критических нагрузках. Стандарт заменяет все ранее введенные.

CF (2-4)

Стандарты комиссии введены с 1990 по 1994 годы, характеризуются повышенной защитой высокооборотистых, турбированных моторов, работающих на топливе с содержанием серы более 0,5%. Разрешается эксплуатация на форсированных конструкциях. Прокачка жидкости может осуществляться при помощи компрессора, турбонагнетателя. Разрешается использование в машинах, где применим стандарт CD.

CF 4

Регламент 1990 года, определяет характеристики моторного масла для использования в четырехтактных, высокооборотистых дизельных установках, эксплуатируемых на тягачах, автобусах. Разновидность жидкостей идеально подходит для техники работающей в дальнобойном режиме.

Дополнительно регламентируется содержанием высокоэффективных присадок, гарантирующих уменьшение процента угарности, защиту от образования отложений цилиндропоршневой группы. В особенных случаях может применяться дополнительный индекс, гарантирующий совместимость с бензиновыми двигателями.

CF 2

Далее на очереди родственная ветвь, характеризующая жидкости, применяемые в двухтактных дизельных установках, рассчитанных на тяжёлый режим эксплуатации.

Стандарт вступил в силу в 1994 году, обеспечивает содержание присадок, снижающих образование отложений.

CG 4

Действующий стандарт, представленный публике в 1995 году. Жидкости, подпадающие под юрисдикцию документа, предназначаются для четырехтактных силовых установок, работающих на дизельном топливе, устанавливаемых в автобусах, грузовиках, мощных тягачах, предназначенных для использования на шоссе. Классифицируют изделия, которые совместимы с различными видами дизельного топлива. Изначальным критерием для создания было утверждение США современных требований к экологичности, экономичности GSM.

Стандарт не получил распространения в странах Азии ввиду высокой зависимости ресурса лубриканта от качества используемого топлива.

CH 4

Введён в эксплуатацию с 1998 года. Применим для машин, выпущенных после появления регламента. Повышенная требовательность к качеству топлива, позволяет применение с горючими, в составе которых более 0,5% серы. Также имеется пакет нормативных актов, регулирующих содержание противоизносных, противоокислительных, моющих присадок. Жидкости могут быть использованы в качестве заменителя, устаревших стандартов.

CI 4

Один из последних стандартов, введённых в конце 2002 года, характеризует класс жидкостей, применяемых для новых модификаций дизельных силовых агрегатов с установленным типом впрыска любого образца. Также в характеристики жидкостей внесены изменения касательно качества моющих вдобавок. Дополнительно имеется несколько ограничений по проценту угара масла. Ужесточает нормы холодной прокачиваемости, за счёт более текучих составов.

CI 4+

Обновлённая версия прошлого акта, ограничивает количество выделяемой сажи, понижает процент испаряемости.

CG 4

Самый современный пакет, действующий с 2006 года. Обновление разрабатывалась для двигателей, работающих при повышенных нагрузках. CG 4 строго лимитирует процентное содержание золы, серы, фосфора. Подходит для всех силовых установок, выпускаемых по сегодняшний день.

EC

Самый новый образец типа моторных масел, который обладает полным рядом характеристик, соответствующих флагманским требованиям мировой общественности к энергосбережению.

Классификации общества автомобильных инженеров Америки (SAE)

Что такое классификация моторных масел по SAE? Организация со второй половины XX века занимается разработкой и усовершенствованием стандартов распределения моторных масел по вязкости. На сегодняшний день полный список насчитывает более 10 отдельных типов масел, которые отличаются по вязкости и температурным характеристикам.

Таблица характеристик выглядит таким образом.

Температурный режим °ССпецификация SAE
Жидкости круглогодичного применения
-40/+400w20; 0w30
-35/+405w20; 5w30
-30/+40 и выше10w30; 10w40
-25/+40 и выше15w40
-20/+40 и выше20w50
Жидкости ограниченного применения
-30/+2010w
-20/+3020w
0/+4030
+5/+4040
+10/+4050

Примечательно, что вышеуказанные пределы и рекомендации имеют силу только в случаях отсутствия на силовых установках оборудования, облегчающего процесс запуска. Также температурные режимы рекомендуемые ассоциацией должны рассматриваться исключительно как общие рекомендации. Непосредственное назначение каждого типа жидкости для конкретного автомобиля выполняется самим производителем.

Классификация моторных масел по SAE

ACEA

Что такое классификация моторных масел по ACEA? Европейская ассоциация производителей транспортных средств в 2008 году интегрировала обновлённую систему классификации лубрикантов, которая значительно отличается от устаревших.

Система разделения жидкостей по типам, а также непосредственно категории претерпели значительные метаморфозы ввиду чего, обновлённый список характеристик и обозначений стал выглядеть более понятно для потребителя. На введение новых требований в значительной мере повлияло появление класса Euro 4.

A5/ B5

Категория жидкостей приспособлена для работы с длительным интервалом замены. Разрешается эксплуатация в дизелях, бензиновых топливных установках, работающих в умеренном режиме.

C1

Характеризует смазки, устойчивые к механической деструкции, совместимые с установками каталитических нейтрализаторов. Отдельно стоит упомянуть, что жидкости данной категории имеют самое маленькое содержание серы, фосфора, общей сульфатной зольности. Запрещается эксплуатация в определенных ситуациях, ограниченных изготовителем.

C2

Допускается использование жидкости, подпадающих под разряд, в форсированных дизельных, бензиновых агрегатах, оборудованных сажевыми фильтрами, трехсоставными нейтрализаторами. Отличаются увеличением срока эксплуатации сажевых фильтров, снижают расход топлива.

C3

Тоже что и C2. Накладывает дополнительное ограничение по установкам сажевых фильтров.

C4

Категория предназначена для агрегатов, функционирующих на любом топливе, с предустановленными конструкциями очистки выхлопных газов, которые требуют сниженного содержания серных, зольных составляющих.

Е4

Отличается от предыдущих стандартов полным соответствием классу Евро-5, увеличенным интервалом замены. Используются для силовых установок с аппаратами рециркуляции выхлопа.

Е6

Требование применимо к высокооборотистым дизелям, которые работают в сверхтяжелых условиях. Имеется полная поддержка класса Евро-5. Соответствует самым передовым разработкам в сфере экологии.

Е7

Тоже что и Е6, дополнительно повышены показатели износоустойчивости, более высокая совместимость с системами турбонагнетателей, снижено количество сажевых отложений.

Е9

Превосходная устойчивость к механической деструкции, максимально эффективная защита мотора от преждевременного износа, появления отложений. Рекомендуется использовать на высоконагруженных, оборотистых дизельных установках. Полное соответствие классу Euro 5. Единственный недостаток — повышенные требования к содержанию серы в топливе.

ILSAC

Что такое классификация моторных масел по ILSAC? Международный комитет по апробации, стандартизации масел. Основан благодаря сотрудничеству американских, японских автопроизводителей, основная цель которых ужесточить требования к производимым лубрикантам.

Данная разновидность стандарта является своего рода подклассом сертификата API.

Однако имеется ряд определённых отличий.

  • повышенные требования к стойкости сдвига;
  • обязательное условие экономии горючего;
  • улучшение фильтрации при минусовых температурах;
  • сниженный процент пенообразования;
  • значительно уменьшена вязкость.

По состоянию на 2019 год имеется пять категорий.

GF1

Вступил в силу в конце 1994 года, на сегодняшний день является устаревшим.

GF2

Актуально состоянием на 1997 г, полностью соответствует API SG. Также не актуально сегодня.

GF3

2001 год, полностью соответствует API. Дополнительно ужесточены требования к экологичности выхлопа, экономии, повышению производительности силового агрегата во время критических нагрузок. Сегодня используется в качестве исключения.

GF4

Введен в эксплуатацию с 2004 г, совершенствует состав касательно содержания фосфора, снижению расхода топлива, а также более длительного сохранения первоначальных характеристик лубриканта.

GF-5

Самый современный класс, работающий с 2010 года. Допускает эксплуатацию смазки на силовых установках, питаемых биотопливом. На сегодняшний день обладает предельным интервалом замены. Передовая система защиты установок, предназначенных для понижения токсичности выхлопных газов.

Классификация ILSAC

JASO

Что такое классификация моторных масел по JASO? В мире, изобилующем японскими машинами обязательно присутствие стандартов, которые были разработаны конкретно под эти транспортные средства.

Причиной создания организации стало полное несоответствие мировых стандартов с жесткими требованиями японского рынка, по снижению токсичности выхлопа.

Жидкости, попадающие под классификацию, соответствуют дополнительным требованиям к фрикционным свойствам. Главная задача лубриканта обеспечить оптимальное сцепление фрикционного механизма, не допустить его проскальзывание.

Стандарты для двухтактных моторов

Сервисная спецификация 2T моторов следующая.

FA

В категорию попадают лубриканты, использование которых распространено в развивающихся государствах.

FB

Жидкости, соответствующие типу, обладают минимальными критериями для работы на территории Японии.

FC

Пакет документов, сертифицирующий жидкости, соответствующие основным требованиям для использования на территории Японии.

FD

Самые современные, бездымные лубриканты для двухтактных силовых агрегатов.

Стандарты для 4-х тактных моторов мотоциклов

Сервисная спецификация 4T агрегатов следующая.

MA2

Жидкости, применяемые в мотоциклах с четырёхтактными установками, являются наилучшим выбором для спортивных моделей с мокрым сцеплением.

MA1

Обеспечивают высокий коэффициент трения фрикционного механизма. Подходит для дорожных мотоциклов с мокрым сцеплением.

MB

Применяются для мотоциклов, автомобилей. Обеспечивают невысокий коэффициент трения, невозможно применение для мотоциклов с мокрым сцеплением.

Стандарт для дизельных агрегатов

Что касается дизелей, то допуски выглядят следующим образом.

DH1

Предельные требования к увеличению срока службы мотора, высокотемпературному окислению, сажеобразованию, угарности. Могут использоваться с дизельным топливом, в котором содержание серы не превышает 0,005%.

DH2

Пакет документов, регламентирующих использование жидкости на силовых установках грузовиков, тягачей, малых и больших автобусов, которая работает в режимах повышенных нагрузок. Имеется полное соответствие с системами сажевых фильтров, каталитических нейтрализаторов. Допускается использование с топливом, где содержание серы не превышает 0,005%.

DI1

Лубриканты, применяемые в легковом транспорте, могут работать при умеренных нагрузках. Абсолютная совместимость с системами каталитических нейтрализаторов, сажевых фильтров. Запрещается использование с топливом, где содержание серы превышает 0,005 в процентах.

Видео

Вернуться на главную.

Итог

Ознакомившись с основными мировыми стандартами классификации моторных масел, можно смело отправляться в магазин за покупками, не боясь ошибиться в выборе.

Масла двигателя