Назвать двигатель сердцем автомобиля не будет преувеличением. Вот и возникает вопрос, как ухаживать за приводным узлом, чтобы он работал максимально безотказно и как можно дольше. Есть ли универсальный рецепт? Да, использование соответствующих смазочных материалов можно считать таковым. Залогом правильной работы такой сложной техники, как силовой агрегат, является моторное масло.
Хотя может показаться, что автомобильное масло в первую очередь предназначено для смазки отдельных частей двигателя, его роль гораздо больше. Да, минимизация трения важна, но моторное масло также отвечает за поддержание правильной температуры, предотвращение внутренней коррозии или отложений. Таким образом, моторное масло связано с общей долговечностью двигателя и влияет на производительность и расход топлива. Поэтому правильный выбор не может быть делом случая или чрезмерной бережливости.
Ценники на расходники. В том числе и на моторное масло: иначе и быть не могло. Вообще-то, они росли еще и в прошлом году, но тогда виновник был известен: пандемия. Сегодня причина еще более понятная, а результат — более значительный. Если год назад примерная стоимость литра моторного масла увеличивалась на наших глазах примерно с 300—350 рублей до 500—550 рублей, то сегодня 1200—1500 рублей — это уже почти что нормально. Четырехлитровые канистры таких известных импортных брендов, как «Шелл» или «Тотал», сегодня продают по цене 6000 рублей.
И как в такой ситуации можно уменьшить затраты? Изготовитель моторного масла может сколько угодно заявлять, что его продукт соответствует всем требованиям именитого автоконцерна, но это — его субъективное мнение, и не более того. А на упаковках с продукцией он сможет писать разве что слово Meets. Например, Meets: Audi, и это означает лишь одно: производитель масла полагает, что его продукт полностью отвечает требованиям Audi. А вот значение Approved, например, BMW Approval, говорит о том, что автоконцерн (в данном случае речь о BMW) сам провел испытания данного масла и официально разрешил применять его в своих машинах. Кстати, чтобы проверить, действительно ли производитель выдавал одобрение каким-либо моторным маслам, можно зайти на его веб-сайт — там такая информация обычно есть.
Минеральные, синтетические и полусинтетические масла
Деление на минеральные, полусинтетические и синтетические масла во многом связано с качеством и долговечностью конечного продукта. Однако такой подход к теме можно назвать умственным упрощением, потому что на рынке все еще можно найти высококачественные минеральные масла, основанные на самой ранней открытой технологии. Вам просто нужно знать, что дешевые минеральные масла будут работать в первую очередь в старых легковых автомобилях, оснащенных малоэффективными силовыми агрегатами.
Минеральные масла
Единственным сырьем для производства нефтепродуктов является база, получаемая при перегонке сырой нефти (также при однократном гидрокрекинге, при котором содержание серы и азота в конечном продукте значительно снижается). Как можно предположить, менее сложный механизм производства выражается в долговечности и устойчивости минерального масла к изменению условий эксплуатации по сравнению с синтетикой и полусинтетикой. Основными недостатками минеральных масел, входящих в 1-ю и 2-ю группы по масляной основе, являются более низкая стойкость по пробегу (быстро стареют) и высокая зависимость от температуры. Плюсами минеральных масел, кроме цены, являются легкость растворения присадок (это имеет особое значение для автомобилей с большим пробегом) и незначительное воздействие на уплотнение двигателя.
Синтетические масла
К этой группе относятся моторные масла, состав которых основан на базовых маслах III, IV и V групп. III группа — минеральные продукты, близкие по параметрам к синтетической основе, образовавшиеся в ходе нескольких гидрокрекингов. Группа IV, с другой стороны, включает полиальфаолефины (ПАО), которые образуются в ходе химического синтеза исходного материала (сырой нефти). Группа V считается набором других масляных основ, полученных в процессе химического синтеза (преобладают полиэфирные масла, т. е. ПОЭ, встречаются также сложные эфиры, фосфаты и силиконы).
Может показаться неожиданным, что продукты на минеральной основе (группа III, т. е. рафинаты, подвергнутые нескольким процессам гидрокрекинга) также могут считаться синтетическими маслами. Это связано с тем, что повторный гидрокрекинг позволяет обеспечить качество основы, незначительно отличающееся от IV и V групп. Стоит добавить, что на некоторых рынках в маслах, отнесенных к синтетическим, доля III группы может достигать максимум 20 % (например, в Германии). Итак, если вы когда-либо слышали термин «полностью синтетическое», то это означает, что такое масло не содержит компонентов, образующихся в ходе нескольких гидрокрекингов (т. е. самой передовой перегонки сырой нефти).
Полусинтетические масла
Полусинтетические масла, вопреки тому, что следует из названия, не представляют собой смесь минеральных и синтетических масел в пропорции 1:1. Основу составляют минеральные масла, которые обычно составляют 70—75 % всего состава. Остальные относятся к III, IV и V масляным основам. Следует добавить, что классификация не является жесткой и нормативы отдельных стран могут отличаться процентным содержанием отдельных масляных основ. А что с качеством и стойкостью масел из этой группы? Как правило, полусинтетические масла не гарантируют значительно больший пробег, чем минеральные масла. Стоит добавить, что благодаря добавлению синтетической основы они более стабильны и лучше охлаждаются.