Наличие моторного масла в камерах сгорания проявляется следующими симптомами: выхлоп окрашивается в сизый цвет, мотор хуже запускается, двигатель расходует масло, имеет место ощутимое снижение мощности силовой установки, мотор работает неравномерно во всём диапазоне оборотов, смазка в двигателе быстро чернеет.
Какие последствия может вызвать наличие масла в камерах сгорания
Обогащённая моторным маслом топливно-воздушная смесь может сгорать не полностью, вследствие чего на свечах зажигания, на кольцах и клапанах образовывается нагар. Из-за нагрева нагара может возникнуть эффект калильного зажигания, который проявляется тем, что после отключения зажигания мотор ещё некоторое время продолжает работать.
Наличие смазки в камерах сгорания может существенно сократить срок службы: свечей зажигания, поршневых колец, цилиндров и клапанов. Заметив первые признаки неисправности мотора, необходимо как можно быстрее устранить неполадки, чтобы в дальнейшем поломка не вылилась в серьёзную проблему, связанную с большими финансовыми затратами.
Как масло попадает в цилиндры?
В камеры сгорания моторное масло может попадать по трём причинам:
- Износ маслосъёмных колпачков.
- Износ элементов цилиндро-поршневой группы.
- Нарушена вентиляция картера.
Выход из строя маслосъёмных колпачков
Сальники клапанов изготовлены из технической резины, поэтому имеют ограниченный ресурс. Колпачки устанавливаются на шток клапана. Главная задача сальников — предотвращение попадания масла в камеру сгорания. Со временем маслосъёмные колпачки попросту дубеют, теряя эластичность, вследствие чего прилегание сальника к штоку становится неидеальным. В образовавшиеся щели моторное масло по штоку просачивается в цилиндры, где и смешивается с топливно-воздушной смесью. В данной ситуации проблема наличия масла в цилиндрах решается путём замены сальников клапанов. Чтобы произвести замену, необходимо:
- отсоединить аккумулятор;
- демонтировать воздушный фильтр;
- отсоединить электрические провода, мешающие снятию крышки клапанов;
- отсоединить тяги и тросики от карбюратора или механизма управления топливной заслонкой (инжекторные моторы);
- демонтировать карбюратор и впускной коллектор;
- снять колпачки со свечей зажигания;
- демонтировать клапанную крышку;
- снять приводной ремень (цепь) и шкив распределительного вала;
- демонтировать распредвал;
- вынуть толкатели и произвести замену маслосъёмных колпачков.
Для демонтажа и установки сальников клапанов может понадобиться специальное приспособление.
Выход из строя поршневых колец
Износ элементов ЦПГ также может стать причиной наличия смазки в камерах сгорания. При износе маслосъёмных колец смазка не так эффективно снимается со стенок цилиндра, вследствие чего вместе с топливно-воздушной смесью сгорают и остатки масла. Данная неисправность может быть устранена путём замены компрессионных и маслосъёмных колец, но это поможет в том случае, если не изношены поршни и сами цилиндры.
Неправильная работа клапана системы вентиляции картера
Нарушение вентиляции картера также может спровоцировать попадание моторного масла в камеры сгорания. Всё дело в том, что в момент такта всасывания или рабочего хода поршень опускается, тем самым создавая избыточное давление в картере. Чтобы давление оставалась в норме, используется сапун (клапан системы вентиляции картера), и, если по каким-либо причинам этот элемент засорён или работает неправильно, моторное масло посредством избыточного давления будет продавливаться через кольца опять в цилиндры. В данной ситуации необходимо проверить правильность работы дренажного устройства и при необходимости прочистить его.
Избыточное давление в картере также может создаваться из-за прорыва продуктов горения сквозь поршневые кольца. Это бывает в том случае, если кольца имеют износ или попросту закоксовались (залегли). Прорыв выхлопных газов в картер в первую очередь определяется по наличию моторного масла в воздушном фильтре, изменению цвета выхлопа, масляным потёкам на двигателе, выдавливанию щупа и сальников коленвала.