Трансмиссионное масло для механической коробки переключения передач (МКПП) подбирается, исходя из устройства и функциональности смазываемого агрегата. МКПП сравнительно сложный механический узел, состоящий из нескольких нагруженных зубчатых передач. Втулки, шестерни, подшипники и прочие элементы передачи для нормальной работы требуют смазки. Однако, например, управляющий механизм нагружен в меньшей степени. А большего внимания требует синхронизатор, который отвечает за синхронную частоту вращения шестерен, и выход из строя которого сопровождается характерным скрежетом металла.
Детали МКПП подвергаются как воздействию сил трения, так и динамическим ударным нагрузкам, а также нагреву. Поэтому трансмиссионное масло выполняет несколько функций:
- защита деталей от механического износа;
- обеспечение плавности работы узлов МКПП за счет снижения сил трения;
- антикоррозионная защита;
- удаление продуктов износа деталей.
В абсолютном большинстве случаев подача трансмиссионного масла не принудительная: часть узлов погружена в жидкость, остальные смазываются в контакте или в процессе разбрызгивания. Принудительная подача масла в технике может быть в случаях, когда трансмиссия перегружена.
С учетом особенности работы МКПП масло должно обладать определенными химическими и физическими свойствами. В зависимости от химической основы масла, как и для двигателей, могут быть:
- минеральные;
- полусинтетические;
- синтетические.
Минеральный состав является самым бюджетным. В такое масло добавляются химические присадки, что иногда негативно сказывается на износе МКПП. В холодное время года в нем значительно возрастает вязкость, поэтому до прогрева МКПП затруднительно переключается. Синтетическое масло не теряет своей текучести при низких температурах. Единственным минусом может быть вероятность протечки через прокладки и сальники. Полусинтетический состав характеризуется усредненными свойствами.
Классификация масла по стандарту SAE подразделяет трансмиссионные масла на: летние, зимние, всесезонные. Вязкость по SAE носит циферно-буквенное обозначение, например, 85W-90. Первое число указывает на минимальную температура, вторая – на максимальную, при которых текучесть масла остается в пределах нормы. Зимнее и летнее масло необходимо менять при смене поры года. Наиболее популярным является всесезонное масло (5W-40, 10W-50, 10W-30).
Кроме того, есть классификация трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам (маркировка API):
- GL-1 – минеральная смазка без каких-либо добавок;
- GL-2 – повышенная жирность;
- GL-3 – присадки от задиров;
- GL-4, GL-5 – расширенный комплекс противоизносных присадок;
- GL-6 – предназначен для предельных нагрузок МКПП.
Видео
Выбирать трансмиссионное масло желательно, исходя из рекомендаций производителя. В нашей стране популярными у владельцев авто являются марки Shell, Liqui Moly, Elf, Fuchs, Castrol, Motul, Mannol.