В числе известнейших, базовых и самых привычных автомобильных опций давно значится антиблокировочная система тормозов – АБС, если сокращенно. Вопрос ее необходимости. Казалось бы, глупо рассматривать, ведь решение должно повышать безопасность передвижения. Если колеса блокируются, транспортное средство может стать неуправляемым. Однако, мы все же попытаемся понять, нужна ли ABS в определенных случаях или даже… вредна?
Кое-где автомобиль с АБС для начинающего водителя может рекомендоваться из-за высокой эффективности торможения на фоне минимального риска заноса по причине заблокированных колес. Система препятствует блокировке колес во время торможения, в том числе экстренного. Не исключаем, что многие автомобилисты буквально уверовали в предсказуемое поведение авто с АБС при торможении, в том числе экстренном.
Худшим прецедентом может считаться блокировка ведущих колес при торможении на авто с задним приводом, поскольку занос тут фактически гарантирован, а выходить из него довольно трудно. Раньше своеобразным предком АБС был так называемый колдун на автомобиле, придуманный для предотвращения блокировки задних ведущих колес. Если сказать, что такое колдун на автомобиле, то это система регулировки тормозных усилий, состоявшая из датчиков вращения колеса, модулятора и блока управления.
Результатом эволюции стала ABS. Помимо увеличения безопасности езды, АБС на машине явилась и некой отправной точкой в создании остальных электронных помощников современного водителя. Чтобы понять, зачем нужна АБС на автомобиле, представим, чем опасно торможение в гололед без АБС на машинах старых моделей.
Правильнее использовать торможение двигателем на гололеде, а тормозами лишь очень мягко помогать машине остановиться. Тогда занос автомобиля без АБС минимально вероятен. Но экстренное торможение на гололеде теоретически может потребоваться в любую минуту. Применив резкое торможение на гололеде без АБС, можно спровоцировать резкий непредсказуемый занос. Есть рекомендация от опытных водителей многократно нажимать педаль тормоза и отпускать ее. Ритм «нажал-отпустил», похожий на накачивание колеса ножным насосом, имитирует система АБС на машине.
Но все-таки система АБС устройство имеет несколько сложное. Получая информацию с датчиков на колесах, блок управления АБС сопоставляет реальную скорость машины с окружной скоростью ее колес. При торможении в гололед эта окружная скорость резко падает, о чем датчики АБС незамедлительно сообщают. Далее временно снижается давление в системе торможения и потом повышается снова. И такой цикл за короткие временные промежутки повторяется много раз. Надеемся, что принцип работы АБС мы понятно разъяснили хотя бы в упрощенном варианте.
Управляя автомобилем с АБС даже на сухой дороге, не следует полностью валить на машину все дорожные заботы – включайте голову за рулем, помня про ответственность за многочисленные чужие жизни.