Присадки и вязкость — основные показатели качества автомобильного масла

Присадки и коэффициент вязкости моторных масел

Современное моторное масло представляет собой сочетание десятка компонентов. Присадки занимают до 20% формулы и направлены на оптимизацию характеристик основы.

Примечание! Самые современные смазки содержат более четверти присадок в составе.

Чистый лубрикант без дополнительных элементов способен только смазывать агрегаты силовой установки. При современных требованиях техники к защитным свойствам жидкостей этого показателя недостаточно.

Плотность лубриканта для смазывания мотора

За что отвечают присадки

Присадочная часть формулы состоит из комплексного пакета добавок различной направленности. Производители всегда максимально равномерно распределяют присадки по функциональности и области ответственности. Это гарантирует гармоничное развитие раскрытие и защитных качеств готового продукта.

Моющие составляющие

Присадки диспергирующего и чистящего типа направлены на борьбу с продуктами горения, попадающими в картерный отсек. Действующее вещество компонентов основано на калиевых или кальциевых соединениях.

Чистящая часть

Основой выступает композиция сульфофенатов, сульфонатов и алкилсалицитатов. При этом частицы могут применяться как раздельно, так и совместно для увеличения эффекта. Принцип действия заключается в расщеплении твердых осадочных отложений узлов. В сравнении бытовые моющие средства имеют подобный характер.

Также детергенты могут содержать щелочи – нейтрализовать кислотные составляющие. Этот запас и называется щелочным числом.

В зависимости от концентрации и типа формулы, моющие компоненты разделяются на две категории по принципу действия.

  1. Активные. Эта разновидность проявляет агрессивное действие на осадки. Очистка происходит предельно быстро и активно, что сопровождается отшелушиванием частиц в старых моторах. Ввиду стремительности реакции масла категории не применяются в подержанных автомобилях с большим пробегом. Это может спровоцировать засоры смазочных магистралей, что чревато голоданием отдельных узлов.
  2. Мягкие. Присадки постепенно растворяют накипь, что исключает возможные засоры или разъедания стенок двигателя. Применение направлено на подержанные силовые установки, простой конструкции.

Дисперсные добавки

Дисперсная часть формулы отвечает за удержание продуктов горения во взвешенном состоянии. Это компенсирует негативный эффект работы двигателя на узлы конструкции. Сернистые осадки разрушают стенки агрегатов, поверхности, что приводит к ускоренному износу.

По окончании срока эксплуатации лубриканта, дисперсия выводится из картерного отсека.

Примечание! Активные щелочи добавляются в состав диспергирующих и чистящих присадок. Наличие компонентов характеризует работоспособность формулы.

Присадки и вязкость — основные показатели качества автомобильного масла

Терморегулирующие присадки

Терморегуляторы стабилизируют вязкость лубриканта при перепадах температур окружающей среды.

Компоненты повышают устойчивость основы к термическому окислению, критическим температурным нагрузкам и сильным морозам. Также имеется свойство – сохранения прочности защитного покрытия во время сильных перегревов двигателя.

Конечный эффект работы – сохранение оптимальной вязкости в течение всего периода эксплуатации, независимо от времени года.

Вторичные присадки

К вторичным добавкам относят молибденовые составляющие, ингибиторы коррозии, фрикционные компоненты, депрессоры, загустители и другие «улучшители» характеристик.

Добавки внедряются в формулу по желанию производителя и не несут высокой нагрузки.

Коэффициент вязкости моторного масла

Что такое коэффициент вязкости моторных масел? Вязкость автомобильных лубрикантов критически важный параметр, определяющий КПД жидкости. Полная процедура вычисления показателя насчитывает 15 формул. Поэтому далее описан только принцип расчета и важности формулы для двигателя.

Для чего нужно рассчитывать вязкость смазки

Каждый силовой агрегат содержит рабочие зазоры между трущимися узлами. Главные пары трения – цилиндр и поршень между которыми имеется минимальный зазор. При отсутствии щели возникает повышенное трение и перегрев поверхностей, что приводит к деструкции механизма.

Оптимально подобранное масло закрывает зазор пленкой. Покрытие обеспечивает дополнительную герметизацию камеры сгорания и смазку пары.

Важно! Каждый двигатель проектируется под определенный класс вязкости лубриканта. Эксплуатация жидкости с нарушением спецификации опасна.

Суть требования в нелинейном изменении параметров жидкости при нагреве или охлаждении. Принцип можно объяснить на примере.

Двигатель спроектирован под масло вязкостью SAE 5W30. Это значит, что для предельно эффективной, безопасной работы агрегата требуется заливка средства с необходимыми параметрами. При снижении высокотемпературного порога нарушается устойчивость масляной пленки. Покрытие истончается, что провоцирует снижение КПД и увеличение температуры. При нарушении нижнего порога – субстанция сильно густеет, защитная пленка утолщается, повышает трение.

Зависимость вязкости моторного масла от температур

Некоторые пользователи склонны к мнению, что при эксплуатации мотора в суровом климате (температуры выше или ниже прописанных в руководстве автомобиля). Можно заливать смазку соответствующую температурам окружающей среды. Однако мнение в корне неверно. Категорически запрещается нарушать требования производителя машины. Коэффициент вязкости вычисляется под двигатель, работающий при номинальной рабочей температуре (около 90 градусов Цельсия). Дополнительно учитываются критические показатели. Это значит, что завод самостоятельно позаботился о запасе свойств на экстренный случай. Дополнительная корректировка не требуется.

В противном случае, можно угробить силовой агрегат, даже не подозревая сути. Последствия некорректного подбора появляются спустя 80 – 100 тысяч километров пробега.

Видео

Вернуться на главную.

Итог

Каждый производитель тщательно просчитывает характеристики моторных жидкостей, рекомендуемых для заливки. Все допуски, спецификации требуют жесточайшего соблюдения. Нарушение регламента приводит к ускоренному износу мотора.

Важно! Не бывает плохих масел – бывают неправильно подобранные.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Масла двигателя
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: