Подбор моторного масла – длительный, кропотливый процесс. Правильный выбор увеличивает эксплуатацию агрегатов транспортного средства в 2 – 3 раза. В 2023 году существует три основные группы лубрикантов, разделяемых по содержанию зольных примесей. Строгое соблюдение регламента автопроизводителя касательно процента остаточных примесей гарантирует сохранение работоспособности катализаторов, сажевых фильтров машины. Возникает вопрос, сульфатная зольность моторного масла, что это?
Для разбора сути понятия «золы» далее представлены основные характеристики и методы определения показателя.
Что такое сульфатная зольность масла
По определению изготовителей зольность – критерий, характеризующийся двумя основными показателями. Первая часть представляет составляющую основы, вторая показывает характеристику готового изделия. Общим параметром считается определение содержания несгораемых частиц жидкости по окончании срока эксплуатации. Это связано с выгоранием присадочных элементов при работе смазки, которые распадаются на фракции металлов, солей.
Базовая зольность
Показатель, определяющий содержание нерастворимых, несгораемых частиц металлов, солей, содержащихся в базе продукта. При очистке сырой нефти происходит расщепление длинных углеводородов. Это приводит к выделению чистой смазочной фракции с последующим отделением от основной группы. Процесс отсекает 99% лишних компонентов и образует предельно чистую основу.
Однако при синтезе природного газа или гидрокрекинговой очистке, минимальное количество несгораемых примесей остается. Получить 100% результат невозможно, ввиду отсутствия технологий требуемого уровня. Процентное содержание металлических, солевых составляющих в основе масла называется – базовой зольностью. Соотношение не превышает 0,005%, что считается нормой для стандарта жидкостей класса Евро-6.
Сульфатная зольность
Показатель сульфатной зольности определяет количество несгораемых примесей в составе готовой формулы. Моторное масло изготавливается с добавлением примесей в количестве до 20% от конечной емкости. Золы остаются на стенках узлов двигателя. При смешивании с мазутами образуют абразивные составы, истирающие и царапающие поверхности конструкций. Это существенно снижает длительность эксплуатации силовой установки.
Среди основных присадочных материалов применяются соли калия, магния, цинка, фосфора, натрия. Данные элементы представляют собой категорию органических соединений, способных образовать пленочные накипи.
Как определяют сульфатную зольность
Содержание сульфатных зол наиболее точно определяется химическим путем. Пошагово процедура выглядит следующим образом.
- Образец лубриканта помещается в техническую емкость.
- Под действием температуры происходит выжигание массы до образования твердых углей.
- Остаток охлаждается до показателя +25 (±2) ˚С.
- Происходит обработка состава концентратом серной кислоты до вычленения сульфатов.
- Следующий этап подразумевает повторное прокаливание при температуре +775 ˚С до 100% окисления углеродных примесей.
- Далее осуществляется повторная обработка кислотным препаратом и вторичная прокалка до стабилизации массовых показателей.
Конечная масса остужается, и производятся вычисления. Результат проверки – массовая доля сульфатной золы масла.
На что влияет зольность
Осадочные продукты скапливаются на стенках поршневой группы, что приводит к шламообразованию или закоксованию конструкции. По стенкам цилиндров двигателя масло попадает в камеру сгорания, где полностью выгорает. В процессе образуется коксовый шлак, налипающий на стенках уплотнительных колец.
Отложения способны дестабилизировать работу системы зажигания, подачи топлива. Так как осадки скапливаются на клапанах, свечи и стенках выпускного коллектора.
Дополнительно содержание присадок отражается на пороге воспламенения лубриканта. По мере выгорания основного состава, температурный предел снижается. Это приводит к риску возгорания смазки в картере, что чревато серьезными поломками.
Нивелируется проблема нагара наличием щелочных добавок. Изготовители подбирают состав жидкости исходя из учета нейтрализации зольных образований. Но в процессе работы, присадки теряют свойства, что понижает баланс характеристик.
Нормы, требования к содержанию зол в моторных маслах
Ответственность за стандартизацию масел лежит на ассоциации ACEA. Европейская организация жестко прописывает регламент жидкостей, которым выдается соответствующий сертификат. Отступление от акта является неприемлемым и наказывается вплоть до лишения лицензии производителя.
Американский рынок контролируется стандартами общества американских инженеров API. Также существует категория международных стандартов.
Нормы зольности по ACEA
Так как требования организации являются самыми жесткими, следующая таблица характеризует показания соответствующих стандартов.
Бензиновые агрегаты:
Требования % | Стандарт | |||
С1 | С2 | С3 | С4 | |
Фосфор(≤) | 0,05 | 0,09 | 0,07-0,09 | 0,09 |
Сера(≤) | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,2 |
Сульфатные золы(≤) | 0,5 | 0,8 | 0,8 | 0,5 |
Щелочной показатель(≥) | 6 | 6 |
Дизельные конструкции:
Требования % | Стандарт | |||
Е4 | Е6 | Е7 | Е9 | |
Фосфор (≤) | 0,08 | 0,12 | ||
Сера (≤) | 0,3 | 0,4 | ||
Сульфатные золы(≤) | 2 | 1 | 1 | 2 |
Щелочной показатель (≥) | 12 | 7 | 9 | 7 |
Международные сертификаты
Отдельной категорией выделяются международные сертификаты качества, применимые к зольности моторных масел.
Основные требования таковы.
Тип силовой установки | Предельная зольность % |
Бензиновый | 1,5 |
Маломощный дизель | 1,8 |
Высокомощный, форсированный дизель | 2,0 |
Видео
Итог
Зольность моторного масла – важный параметр для работоспособности лубриканта. Процентное соотношение влияет на длительность эксплуатации и эффективность жидкости.